Пропустить навигацию.

Асимметрии мозга и экология человека

Доклад на заседании Проблемной комиссии 53.04. «Общая патология и экология человека» Научного совета № 53 по медицинским проблемам Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера 16.10.2003 г.


Асимметрии мозга и экология человека.
В.И. Хаснулин
   НЦКЭМ СО РАМН, г. Новосибирск

Современные научные данные однозначно говорят о ведущем значении функции правого полушария мозга в регуляции адаптивной подстройки организма человека к изменяющимся условиям природной среды и воздействию других физических, в том числе техногенных, факторов. Этот вывод подтверждается значительным увеличением среди людей, проживающих в экстремальных климато-географических регионах, доли левшей (по сравнению с регионами с благоприятным умеренным климатом), превалированием функции правого полушария мозга у коренных жителей Севера; отсеиванием с увеличением срока проживания в высоких широтах пришлых жителей с превалированием функции левого полушария; увеличение среди первого и последующих поколений переселенцев на Север правополушарных людей. В процессе Советско-Индийского полярного эксперимента также выяснилось, что эффективность адаптации как здоровых жителей тропиков, так и жителей средних широт на Севере, в значительной степени, была обусловлена активацией функции правого полушария мозга на фоне повышения активности центральной нервной системы в целом. Кроме того, было показано, что у людей, работающих и проживающих в экстремальных климато-геофизических условиях среды, с высокой функциональной активностью правого полушария головного мозга ассоциируются: эффективный тип метаболизма, высокая устойчивость к психоэмоциональному стрессу, высокая иммунная защищенность, хорошая сбалансированность эндокринных реакций, оптимальное течение восстановительных процессов, а также более благоприятное течение патологических процессов. Левополушарные люди, попадая  под действие негативных изменений природно-климатических факторов, в большей степени, страдают от быстро прогрессирующих заболеваний, подвержены психоэмоциональным стрессам, несут тяготы от нарушений метаболизма, характеризуются болезненной  метечувствительностью,  наличием функциональных иммунодефицитов, регенераторно-пластической недостаточностью.
Другими словами, с функцией правого полушария головного мозга у человека оказался связан механизм формирования устойчивости к природным (гелио-геофизическим и метеорологическим) условиям окружающей среды. Проявлением этой устойчивости является резистентность к метеопатическим реакциям.
Однако, результаты исследований по программам «Солнце-климат-человек» и «ГЛОБЭКС» говорят о том, что число людей с метеопатическими реакциями значительно возросло не только на Севере, но и в средних широтах. В настоящее время цифра, характеризующая количество метеопатов достигла 80% от всей популяции.  При этом подтверждается, что большая часть населения не обладает необходимым уровнем функциональной активности правого полушария мозга. Возникает вопрос, почему не включается  у большинства людей при действии неблагоприятных климато-геофизических процессов такой необходимый универсальный адаптивно – регуляторный механизм как активация функции правой гемисферы?
По нашему мнению, истоки несостоятельности этого механизма нужно искать начиная со времен, удаленных от нас примерно на  две тысячи лет. В тоже время, основы эффективности функционирования правого полушария, как регуляторного звена адаптации к природным физическим факторам скрывается в глубине веков. Действительно, жизнь человека еще на заре цивилизации была связана с необходимостью постоянного выживания в экстремальной природной среде. Жизнь на природе заставляла работать именно те отделы мозга, которые отвечают за прием и переработку информации об окружающей природе, животном и растительном мире. Воздействие низких и высоких температур, звуки, связанные с явлениями природы, зрительные образы растительного и животного мира, постоянно требовали повышенной функции правого полушария мозга и способствовали его совершенстванию. Подсознательное ощущение значимости в своей жизни природных явлений и недостаточность на тот период реальных представлений о мире в конце концов заставило людей обожествить те или иные явления природы и придать каждому из них образ бога. Вспомните сомн богов у многих народов, олицетворяющих Солнце, Луну, водные стихии, природу, дождь, ветер, грозу, времена года. Более мелкие божества олицетворяли деревья, родники, ручьи  и т.п. На протяжении тысячелетий формировалась культура, осознающая свое единство с природными процессами, зависимость человечества от этих процессов и понимающая необходимость согласования всех своих деяний, всей своей жизни с природными явлениями.  С этими же представлениями, в какой-то степени, усваиваемыми на генетическом уровне, люди строили свое бережное отношение к природе. Существующие в те времена языческие религии и культы укрепляли подобное мировоззрение и связывали в мыслях людей успех в сельском хозяйстве, в охоте, в здоровом зачатии детей,  в других делах повседневной жизни, с четким соблюдением правил согласования всех начинаний с периодичностью и особенностями природных явлений. К этим явлениям наши предки относили  и смену времен года, погодные процессы, закономерности движения звезд, Солнца и Луны.  Очень многому научила человека природа, а культы сохраняли эти знания. По сути, культы многобожия олицетворяли на огромном промежутке развития человечества канонические знания о взаимосвязях человека и природы, то есть знания, которые сегодня заново открываются в рамках экологической науки.
Мне думается, что эффективность подобного отношения к природе для выживания в неблагоприятных климатических и геофизических регионах Земли сохранило подобные культы и связанную с ними культуру на протяжении тысячелетий до нынешних времен у многих коренных народов мира. Этого пути придерживаются и все восточные народы, строящие свои социальные и технологические ступени развития в строгом соответствии с законами природы. Скорее всего, именно эти процессы и являются причиной сохранения у части человечества правополушарной регуляции  биологических приспособительных процессов.
Почему же на определенном этапе эволюции часть человечества отказалась от гармоничной системы мировоззрения и, таким образом, от дальнейшего укрепления правополушарного механизма регулирования жизнедеятельности, от религий, на котором базировалось это мировоззрение? Для понимания этого следует, прежде всего, вспомнить о конкурентных взаимоотношениях правого и левого полушария мозга. Повышение функциональной активности одного из полушарий подавляет активность другого. Сегодня мы знаем, что правополушарная жизнедеятельность, это размеренная спокойная жизнь, сбалансированная с ритмами природы. Правополушарный человек питается только по мере полного переваривания съеденной ранее пищи. Он отдыхает до необходимого уровня восстановления резервов организма. Его не устраивает современный ритм работы,  питание в определенные часы суток, он ест продукты, необходимые для оптимального поддержания метаболизма и т.п. По классификации В.П. Казначеева такого человека можно отнести к адаптивному типу «стайер».
Понятно, что с такой организацией жизнедеятельности было невозможно на каком-то этапе развития человечества создать мировоззренческую базу для значительного ускорения приобретения людьми доминирующего значения на Земле. Требовалось новое мировоззрение, ускоряющее социальную активность человека, соответственно, усиливающее функцию левого полушария мозга. Исследования последних десятилетий подтвердили, что левое полушарие, обеспечивая переработку вербальной информации («мыслящий тип» по Павлову), эффективность усвоения точных наук («физики»),   делает человека социально активным и формирует эффективную социальную адаптацию. Вместе с тем, правое полушарие, как уже было отмечено, обеспечивает эффективность природной, биологической адаптации, а люди с превалированием правого полушария относятся к «художественному типу» или по другой классификации к типу «лириков».     
 Итак, для создания основ культуры социального прогресса необходимо было сформировать уверенность человека о своей независимости от природы. Начало распространяться мнение, что значимость природных явлений для человека стала ничтожной, так как существует возможность защититься стенами жилища, одеждой и другими социальными факторами. Закрепить подобную идеологию могла культура и религия, отвращающая человека от богов – явлений природы. И такая религия появилась. Она медленно, но жестко вытравляла языческие культы. При этом утверждалось, что человек царь природы, над ним только бог. Конечно, при таком раскладе с природой человек может творить что угодно.  Не нужно было согласовывать свою жизнь с природными процессами. Механизм, обеспечивающий природную биологическую адаптацию за счет высокой функциональной активности правого полушария, оказался не нужным. Он тормозил социальную и вербальную активность человека. Вероятно, поэтому христианская религия объявила левшей и все остальное «левое», что связывало человека с природными процессами, проявлениями дъявольского промысла. Не случайно, даже в двадцатом веке бытовало мнение, что левши склонны к преступлениям, чаще страдают от психических заболеваний, более агрессивны, тревожны, и относятся к вымирающей части человеческой популяции.  
Итогом, двух тысячелетий формирования левополушарного мировоззрения стала современная западная цивилизация, активно уничтожающая природу, плохо слышащая и чувствующая окружающую среду, ведущая значительную часть человечества по тупиковому пути самоуничтожения. Люди, выбирающие западные ценности, продолжают утверждать о своей независимости от влияния космоса, климата, погоды и других природных явлений, а также о возможности решить все свои проблемы с помощью денег. Сегодня в России существует довольно представительная группа людей, преклоняющихся перед западной цивилизацией, толкающих страну в указанный левополушарный тупик. 
Таким образом, рассматривая правополушарную и левополушарную идеологию, мы на самом деле возвращаемся к известной философской проблеме о превалировании в человеке социального или биологического.  Вполне очевидно, что человек как живое существо,  сформировался в ритмах космических, биосферных, климатических и геофизических процессах на Земле, поэтому для него значимость этих процессов на порядок выше, чем все другие изменения во внешней среде. Вместе с тем, укоренившееся мнение о превалировании социальных процессов на природой стало базисом авторитетного заключения, что стоит только защитить человека от холода, обеспечить привычные бытовые условия жизни, и ничто и никто не страшны. Хотя, статистика заболеваний и смертности  людей,  почему-то, в эту концепцию не укладывается. Сегодня результаты реализации таких программ, как "Адаптация человека", "Солнце - климат - человек", "Глобэкс", с полной уверенностью дают право утверждать, что состояние здоровья человека  зависит, прежде всего, от влияния комплекса специфических погодных,  геофизических и космических факторов. Социальные, бытовые, производственные условия могут либо ослаблять, либо усиливать это взаимодействие. Этот вывод подчеркивает значимость свойства организма обеспечивать своевременное приспособление внутренних процессов к изменяющимся условиям среды. Речь идет о способности организма согласовывать свою жизнедеятельность с ритмами биосферы планеты и всей Вселенной, о целом комплексе внутренних процессов, как бы "подстраивающих" организм к изменяющимся солнечным, гравитационным, геомагнитным, световым и другим условиям. Эта способность своевременного и адекватного реагирования организма на изменение внешних воздействий среды,  особенно в регионах с экстремальными климато-геофизическими условиями, зависит от индивидуальных гено-фенотипических особенностей механизмов адаптации, степени их истощения в данный период, от сочетания тех или иных погодных и геофизических факторов, от локального геомагнитного, гравитационного, геохимического, антропогенного фонов.
Таким образом,  идеология, отделяющая человека от природы и воспитываемая у детей с младенческого возраста, оказалась причиной постепенного снижения устойчивости человеческого организма к изменяющимся климато-географическим, геофизическим, космическим факторам внешней среды. Это снижение адаптивной устойчивости постепенно закреплялось со сменой многих поколений людей, живущих по канонам западной цивилизации и привело к резкому нарастанию в популяции индивидов с пониженными возможностями гармонизировать свои внутренние процессы с природными, а, следовательно, с высокой склонностью к формированию хронической патологии уже в молодом возрасте.
Конечно, нельзя рассматривать значение правого полушария мозга вне его взаимодействия с левым. Действительно, оба полушария связаны друг с другом и в какой-то степени могут подменять и дополнять функции своего соседа. Однако многочисленные научные работы установили, что полушария мозга не симметричны и выполняют, в основном, разные функции. Выяснилось, что у людей с превалированием того или другого полушария разные интересы, вкусы, темперамент, что они неодинаково чувствуют и воспринимают окружающий мир и обычно придерживаются разных философий.
Суммируя свои размышления, хочу отметить, что сегодняшняя задача общества заключается в осознании нового правополушарного пути эволюции человечества,  основанного на подстройке всех социальных и экономических процессов в соответствии с законами природы.