Пропустить навигацию.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«Актуальные проблемы безопасности в Сибирском регионе: методология, методика, практика». Материалы межвузовского научно-методического семинара.-Новосибирск: СибАГС, 2002.-с.26-37

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.И. Хаснулин

Рассматривая в начале XXI века перспективы Сибири в обеспечение экономической, экологической и, в целом, национальной безопасности России следует напомнить, что именно за Уралом находится большая часть полезных ископаемых, обеспечивающих экономическое выживание страны. Именно в Сибири находится стратегический запас питьевой воды в реках Иртыше, Оби, Енисее, Ангаре, Лене, Амуре, в озере Байкал и других многочисленных речках и озерах.
Не случайно политики в разные годы пытаются нажить себе политический, да и экономический капитал за счет попытки поворота сибирских рек вспять. Леса Сибири и Дальнего Востока составляют значительную часть «легких планеты». Сельскохозяйственные земли Сибири могут прокормить не только своих жителей, но и население других территорий. Огромное богатство для всего человечества составляют многочисленные виды животного и растительного мира восточных территорий страны. Наконец, Сибирь занимает стратегическое пространство, разделяющее Запад и Восток, и, в значительной мере, сохраняющее этим разделением мировое равновесие. И все это богатство, стратегические позиции, определяющие будущее граждан страны, сегодня ведущие экономисты и ряд политиков готовы заложить, отдать, поделиться, продать другим странам и международным корпорациям. И этот процесс уже пошел. Все это они объясняют отсутствием экономических ресурсов, плохой управляемостью экономикой этих территорий из центра, да и другими отговорками.
Итак, Сибирь - это три четверти территории России (12765,9 тыс. кв. км.) плотность населения 2,5 человека на кв. км. на 1989 год 32,1 млн. человек. Вместе с тем, благоприятными (со среднегодовой температурой выше - 2 градусов Цельсия) для заселения людьми являются не более трети общей площади территории Сибири. Но низкие температуры - это не единственный экстремальный для человека средовой фактор на территориях за Уралом. Многочисленные геомагнитные и гравитационные аномалии, повышенный радиационный фон, геохимические провинции с избытком меди, ртути, радона, других биоактивных соединений, а также с дефицитом необходимых микроэлементов, таких как йод, селен и др. С многочисленными разломами в земной коре связано наличие геопатогенных зон.
Кроме этого, во многих восточных регионах существует определенный дефицит биомассы, ограничивающий возможность расселения на этих территориях диких животных и, в определенной степени, человека. Не случайно на протяжении многих столетий территория Сибири практически не заселялась. Лишь немногочисленные коренные народы кочевали вслед за оленьими стадами, стараясь сохранять восстановительный потенциал растительности тайги и тундры. А большая часть переселенцев из других регионов формировалась за счет ссыльных и беглых людей.
После этих вводных слов следует сказать, что все значение Сибирской земли практически ничего не значит без главной составляющей части этого богатства – жителей Сибири. Это многочисленные поколения переселенцев и коренные жители. Именно коренные жители обеспечили до XX века сохранность природных ресурсов восточных территорий страны. Поэтому-то и следует уделить специальное внимание значению оптимального жизнеобеспечения коренных жителей Сибири как основу, определяющий фактор, сохранения природных ресурсов.
Вместе с тем, здоровье коренных народов Сибири оставляет на нынешнем этапе существования государства желать много лучшего.
Некоторая стабилизация показателей смертности малочисленных народностей Сибири в 1999 и 2001 годах не снимает, тем не менее, серьезной проблемы снижения показателей здоровья коренного населения. Особенно остро эта проблема проявила себя в период последнего десятилетия реформирования России на фоне мощного социально обусловленного стресса. Так в 1993 году, в период максимальных социальных потрясений, смертность коренного населения в Таймырском автономном округе увеличилась по сравнению с 1990 годом на 58,9%. За этот же период показатели смертности в Эвенкийском АО увеличились на 44,3%, в Усть-Ордынском Бурятском округе – на 36,4%, в Республике Тыва – на 51,1%, в Республике Хакасия – на 38%, в Республике Алтай – на 20,2%, в Республике Бурятия – на 28,5%, в Ханты-Мансийском АО – на 22,6%. Похожее повышение показателей смертности коренных жителей Сибири зафиксировано и в последующие годы. Высока смертность по причинам самоубийств, несчастных случаев, сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, туберкулеза.
Аналогичную картину ухудшения здоровья коренных жителей Сибири можно отметить по данным анализа показателей заболеваемости за последние годы. Общая заболеваемость коренных жителей продолжает превышать показатели 1990 года на Таймыре, в Ханты-Мансийском автономном округе и других территориях. Сохраняется высокая заболеваемость инфекционными болезнями. Речь идет об острых кишечных заболеваниях, вирусном гепатите, бактериальной дизентерии, туберкулезе. При этом показатели заболеваемости туберкулезом коренных жителей в несколько раз превышают аналогичные цифры у пришлых жителей этих регионов. Отмечена высокая заболеваемость злокачественными новообразованиями пищевода и желудка, органов дыхания, женских половых органов. Более того, выборочные обследования жителей Сибири показали, что состояние здоровья коренных жителей в ряде случаев становится хуже, чем у пришлого населения.
Чем объяснить нарастающее ухудшение уровня здоровья коренного населения Сибири в последнее десятилетие? Ведь именно эти жители Сибири имеют эволюционно выработанные механизмы выживания в неблагоприятных климато-географических условиях этих регионов. Данные ученых из Сибирского отделения РАМН показали, что снижение устойчивости к заболеваниям у коренных жителей Сибири связано, прежде всего, с негативным действием социально обусловленного стресса. Как отмечают специалисты, малочисленные народы оказались сегодня на большинстве территорий Сибири одной из самых незащищенных групп населения. Среди главных причин такого положения: тяжелые бытовые условия, недостаточный учет этнического своеобразия коренных народностей, их традиций и обычаев.
Известно, что наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климато-географических условиях, коренные жители Сибири и Севера смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов. Это был тип экологически сбалансированной жизнедеятельности человека со всеми элементами окружающей его биосферы. Одновременно вся деятельность человека, его кочевой образ жизни обеспечивали возможность воспроизводства всех затраченных природных ресурсов, растительного и животного мира. Другими словами, следует сказать, что коренные жители Сибири в результате длительной эволюции выбрали иной природно-духовный тип развития своей цивилизации. Именно это и определяло на протяжении многих тысячелетий целеобразующее значение коренных жителей как главных хранителей негэнтропийного развития сибирских эко-биосферных систем.
Эволюционные процессы способствовали накоплению у популяции коренных народностей таких наследственно-адаптивных качеств, которые сделали их неотъемлемым регуляторным механизмом формирования оптимальных биоценозов. Одновременно эти процессы связали максимальную выживаемость коренных жителей с необходимостью постоянного взаимодействия с биосферными факторами конкретного биосферного региона.
Именно поэтому все попытки сменить коренным народам уклад жизни не увенчались успехом. Особенно ярко это проявилось на Севере Сибири, где попытка планово "осчастливить" коренных жителей столкнулась с экологически безграмотной политикой масштабного освоения природных ресурсов. При этом совершенно не учитывалось, что исторически сложившееся здоровье каждого отдельного северного народа определяется комплексом семейных, общинных, культурных традиций, которые во многом прямо противоположны образу жизни, свойственному технократической цивилизации.
Так требуемая оседлость способствовала ускорению истощения биологических природных ресурсов и отчуждению коренных народов от традиционно-хозяйственного быта. Благодаря "достижениям" цивилизации пищевые цепочки, как, например, лишайники*олени* люди или речная и озерная рыба*человек, в значительной степени разрушились. Для коренных жителей изменение рационов питания за счет уменьшения натуральных местных продуктов уже сегодня привело к снижению уровня здоровья. Привычный для благоприятного климата 8-часовой рабочий день не вписывался в замедленную в Сибири скорость восстановительных процессов. Трехразовый, привязанный к определенным часам суток, прием пищи не соответствовал ритму процессов пищеварения в данной климатической зоне. Самые совершенные системы школьного образования препятствовали развитию у детей образного восприятия мира и образного мышления, являющихся для жителей Сибири одним из важнейших адаптивных защитных механизмов. Обеспечение продуктами питания из других регионов, без учета особенностей обменных процессов в данных экологических условиях, приводит к нарастанию дизадаптивных расстройств и снижению устойчивости организма к экстремальным факторам среды.
Многочисленные данные о схожести культур народов Сибири в России, на Аляске, в Канаде, Гренландии, Финляндии, а также об идентичности функционирования у этих народов механизмов выживания в экстремальных климато-геофизических условиях позволяет нам сегодня сделать вывод о циркумполярной этно-биосферной общности коренного населения этих регионов.
Нельзя рассматривать будущее этих людей как историческое развитие отдельных этнических образований, привязанных к определенным административным или государственным границам, к языковым особенностям, к специализации социально-экономического развития того или иного региона.
Единство этих народов и дальнейшее их историческое развитие должно определяться, прежде всего, характером самосовершенствования природно-духовного типа цивилизации людей, необходимым для выживания, воспроизводства и прогресса.
При этом должно приниматься во внимание что данная популяция несет в себе не только реликтовую ценность, но и уникальность для всего человечества приобретенных в процессе тысячелетнего эволюционного отбора адаптивно-наследственных свойств, позволяющих нынешним коренным жителям безболезненно переносить низкие температуры, экстремальные, характерные только для этих регионов космические и геомагнитные излучения, непривычные для большей части населения планеты суточные угловые скорости вращения вокруг земной оси, иной градиент силы тяжести, дефицит ультрафиолетовых лучей и т.п.
Планы человечества по освоению космического пространства, по совершенствованию природы человека, его здоровья и долголетия, вполне возможно, во многом зависят от сохранения генофонда коренных народностей, а также от передачи этих адаптивно-наследственных свойств всему населению земного шара.
Итак, государство и, в первую очередь, сами коренные народы должны выбрать сегодня путь своего развития на основе самоосознания своего циркумполярного единства, своей значимости в человеческой общности, альтруистических целей своего народа и ответственности за будущие поколения землян.
Таким образом, современные данные исследований этнографов, социологов, ученых-медиков и других специалистов свидетельствуют о том, что наиболее оптимальным путем развития человеческого общества на восточных территориях России на ближайшие 100 лет является формирование новой этно-биосферной общности ? единой сибирской популяции на основе социально-демографического синтеза и обеспечения экологически сбалансированной жизнедеятельности человека со всеми элементами окружающей его биосферы.
Это не означает уничтожение или игнорирование малочисленных этносов. Наоборот, должны быть приложены максимальные усилия по сохранению их культуры, быта, языка, возможности воспроизводства. Однако, современные формы хозяйственной деятельности, крупномасштабное промышленное освоение регионов Сибири требует объединения усилий малочисленных народов с потомками многочисленных переселенцев в Сибирь в ХХ и прошлых веках для решения проблем выживания и социального прогресса. При этом развитие биологических и социальных основ нового сибирского этноса должно быть основано на интеграции коренных народов, приобретении новых адаптивных качеств за счет метисации, объединении в единую популяцию с третьим и последующими поколениями пришлых жителей и отбор для проживания в этих регионах людей с адекватными для экстремальных условий среды фено-генотипическими механизмами адаптации.
Учитывая трудности социальной адаптации коренных жителей к современным рыночным общественным отношениям, обусловленные спецификой высокой приспособленности к экстремальным климато-геофизическим факторам, являющейся альтернативой высокой социальной приспособленности, а также подсознательное стремление популяции малочисленных народов к приобретению новых адаптивных качеств за счет метисации, возможно считать, что нарастающая метисация коренных жителей может способствовать созданию нового сибирского (циркумполярного) этноса, имеющего как мощные механизмы биологической адаптации, так и соответствующие будущему Сибири ? более прочные механизмы социальной адаптации.
Данные о том, что третье и последующие поколения пришлых сибиряков по своим метаболическим, психофизиологическим, эндокринным и другим процессам жизнедеятельности в значительной степени становятся похожими на коренных жителей Сибири, а также свидетельства о плохой реадаптации этих людей в умеренных широтах, говорят об укоренении в глубоком био-социальном смысле потомков пришлого населения в Сибири и необходимости обеспечения их дальнейшей жизни на этих территориях как составной части рождающегося суперэтноса.
Проживание большей части коренного населения в городах и поселках, а также тенденции к созданию родовых и общинных угодий, этнопарков, требуют развития минимум двух направлений в системе охраны здоровья коренных жителей. Первое из них - это комплекс поселковых и городских учреждений здравоохранения, которые являются основой квалифицированной и специализированной медицинской помощи не только населению городов и поселков, но и в целом всему населению данного региона, в том числе проживающих на территориях традиционного природопользования. Вместе с тем, недоступность родовых угодий на протяжении большей части года для транспорта, в том числе для санитарной авиации, отсутствие на данном "рыночном" этапе развития страны финансовых и транспортных средств, горючего, специалистов, требуют развития более доступной для населения традиционных общинных и родовых угодий системы первичной и неотложной медицинской помощи.
Подобная система должна быть основана как на суперсовременных средствах радио-телекоммуникаций, компьютерных диагностических технологиях, позволяющих в короткие сроки проводить систематические профилактические медицинские обследования в стойбищах, в условиях кочевок, а также обеспечить экстренную диагностику острой патологии и формирование рекомендаций по срочному оказанию медицинской помощи; так и на применении оправдавших себя в течение многих веков методов народной медицины.
Для обеспечения действия этой системы в реальном режиме времени необходим совершенно новый институт народных медицинских работников (парамедиков), прошедших специальную подготовку по использованию современных технологий медицинской помощи в нативных условиях проживания коренных жителей, а также обученных наиболее эффективным методам народной медицины, включая знахарские и ритуальные подходы по психотерапевтическому программированию состояния человека.
Несомненно, в городах и поселках специализированную и квалифицированную медицинскую помощь должны оказывать врачи, при подготовке которых необходимо использовать как самые современные научно-медицинские знания, накопленные мировым сообществом, так и последние достижения медицины.
По данным института народно-хозяйственного прогнозирования РАН только в 32,9% поселений коренные народы Сибири составляют большинство (более 51% от численности населения поселка). Из этих селений только в 5,1% селений коренные народы моноэтничны. В большинстве селений живут представители двух и более коренных народов. Все это делает проблематичным образование моноэтничного сельского совета в большинстве селений. В территориально-административных районах коренные народы составляют, в среднем, до 9% от всей численности населения района. Образование на таких территориях национальных автономных округов, то есть форм государственности, причем с одной единственной титульной национальностью, представляется едва ли целесообразным. Трудно выполнимым представляется в этой ситуации признание на этой территории официальным языка малочисленного народа, давшего название округу. Вряд ли целесообразно язык 3-4% населения территории делать языком официального делопроизводства. Другое дело - создание школьных программ, издание книг, газет на родном языке каждой равноправной коренной национальности.
Но, как пишут эксперты, может быть и другой подход. Это организация на данной территории нескольких десятков территориально-родовых общин со своей землей и самоуправлением, очагов развития традиционного хозяйства, этнической культуры и этнического воспроизводства.
Важно, чтобы правами организации территориально-родовых общин могли обладать не только коренные народы, но и потомки русских старожилов, практикующих традиционные виды хозяйственной деятельности. В деле сохранения традиционной культуры и традиционных природосберегающих способов природопользования все должны быть равноправны.
Итак, оптимальный путь - это выделение законодательным путем в сибирских регионах страны биосферных заповедников (этнопарков), а также территориально-родовых общинных или родовых угодий ? территорий проживания и деятельности коренных жителей, где нужно поддерживать и развивать традиционное экологически безопасное природопользование. В биосферных заповедниках не должно быть никаких промышленных центров, добывающей промышленности, должен быть введен запрет на создание новых поселений пришлого населения и расширения уже существующих. Здесь должны быть сохранены своеобразные растительный и животный миры, поддерживаться ритмы и обычаи, необходимые для выживания человека и других биологических видов в субэкстремальных и экстремальных климато-геофизических условиях Сибири. При государственной собственности на земли заповедников, право их использования и контроля за их сохранностью должно быть предоставлено семейно-родовым образованиям жителей с запретом передачи на право их использования другим лицам, государственным или частным организациям.
Что же касается других территорий, то на них все права коренных жителей должны быть уравнены с правами пришлого населения. Речь идет о праве на труд, образование, жилье, других социальных льготах, гарантиях и компенсациях материального обеспечения, транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения, единого для жителей данного региона районного коэффициента к заработной плате, а также на равную долю отчислений от доходов, полученных при эксплуатации природных ресурсов территории. Все социальные, культурные и экономические преобразования требуют законодательного определения в государственных российских масштабах принципов равноправия коренных и некоренных народов, живущих на территориях Сибири.
В целом следует сказать, что выживание и здоровье сегодняшнего и будущих поколений жителей Сибири зависит, в значительной степени, от того принесет ли законодательство уверенность в завтрашнем дне. В этой связи вопросы развития экономики, социальных преобразований, элементов материальной и духовной культуры на территории проживания коренных народов, степень сочетания традиционных и новых отраслей производства, должны определяться органами самоуправления территорией с обязательной экспертизой в независимых от территориальной администрации экспертных советах при министерстве национальной и региональной политики с учетом: государственных интересов, требований рационального природопользования и эффекта для здоровья проживающих в этом регионе людей.
Критерием целесообразности принятия любых решений и законодательных актов на этих территориях должны стать результаты динамического медико-экологического мониторинга, основанного на использовании специально разработанных для этих регионов компьютерных скрининг-систем. Создание таких систем и внедрение их на всех территориях проживания коренных народов должно стать первоочередной научно-практической задачей.
Понимая значение для государственного процветания дальнейшего освоения природных ресурсов регионов Сибири мы не должны забывать, что все преобразования целесообразны лишь в случае их направленности на благо граждан страны, на их духовное и физическое совершенствование, на сохранение и развитие здоровья населения и будущих поколений. И, конечно, здоровье коренных и пришлых жителей Сибири, их благосостояние должны в первую очередь стать мерилом любой социальной и экономической политики.
Все сказанное требует в ближайшее время срочного пересмотра законодательства о праве и возможности каждого реально существующего жителя Сибири сохранения и развития его здоровья, реализации его творческого потенциала, возможности полноценного воспроизводства. Должна быть подготовлена и реализована соответствующая государственная Программа, в которой экономика, промышленное развитие, экологические и социальные проблемы должны диктоваться потребностями духовного и биологического здоровья человека в экстремальных климато-геофизических условиях Сибири и Севера. Такая программа должна быть основана на серьезной научной проработке всех правовых, социальных, этнических, экономических, медико-экологических, культурных и других проблем. И одно из ключевых мест в этой программе должны занять медико-экологические проблемы сохранения и развития здоровья коренных жителей. Основой решения этой проблемы должны стать научные проработки следующих направлений:
1.Правовое обеспечение социальных и медицинских проблем на территориях проживания коренных народов Сибири
2.Медико-экологический мониторинг природной среды и здоровья населения Сибири
3.Вопросы охраны материнства и детства коренных народов
4.Профилактика и коррекция экологически обусловленной патологии коренных народов
5.Рациональное безопасное питание и водоснабжение
6.Социальные и культурные аспекты развития коренных народов
7.Воспитание и образование детей коренных народов.
Главным предметом такой программы становится ЗДОРОВЬЕ населения, которое признается национальным достоянием, ведущим фактором национальной безопасности и геополитики государства, а также является основным вектором (критерием) всей социально-экономической стратегии государства по отношению к коренным народам.
Такой подход позволяет определить приоритеты в выборе стратегии социально-экономических преобразований органами власти всех уровней, обществом и гражданами. При этом на первый план следует поставить обеспечение условий здорового образа жизни. Вместе с тем, подчеркивается, что планирование всех социально-экономических мероприятий политиками, экономистами, социальными работниками, промышленниками, энергетиками, экологами, коммунальными и другими службами жизнеобеспечения населения, должно иметь своей конечной целью высокий уровень духовного, социального, физического и репродуктивного здоровья человека. При этом на медицину должна быть возложена еще одна важнейшая функция в обществе - это экспертиза всех социально-экономических мероприятий на каждой территории с позиции их безопасности и эффективности для охраны здоровья населения.
Для реализации основополагающих принципов Программы необходимо:
- обеспечить стабилизацию и развитие здоровья коренного населения на основе научно обоснованной оптимизации процессов социально-экономического, экологического, демографического развития территорий и формирования эффективных систем жизнеобеспечения;
- повысить компетенцию и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам сохранения и преумножения общественного здоровья;
- обеспечить регулирование и управляемость деятельности предприятий, учреждений и организаций в независимости от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области общественного здоровья;
- установить систему стимулирования или дополнительного налогообложения предприятий за поддержание высокого уровня здоровья работающих или снижения уровня здоровья по вине предприятия;
- создать условия для реализации прав и обязанностей граждан, отдельных групп населения в области общественного здоровья и установление гарантий их соблюдения;
- обеспечить реализацию профессиональных прав и обязанностей работников служб, ответственных за формирование общественного здоровья;
- гарантировать гражданско-правовое регулирование отношений в области медицинского и социального обеспечения;
- обеспечить приоритетность охраны и укрепления общественного здоровья перед иными видами производственной, коммерческой и общественной деятельности;
- регулярно обеспечивать населения достоверной и своевременной информацией о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние;
- создавать образцово-показательные центры и модели успешного осуществления профилактических программ сохранения и укрепления здоровья; изучать культурные, религиозные, экономические, образовательные и другие факторы, определяющие нездоровый образ жизни;
- установить систему стимулирования научных исследований, направленных на создание передовых медицинских и социальных профилактических и лечебных технологий, обеспечивающих высокий уровень здоровья коренного населения территорий с экстремальными и субэкстремальными климато-геофизическими и экологическими условиями среды.
Критериями оценки уровня развития здоровья выбираются показатели здоровья населения территории с учетом значения климато-географических, социально-экономических, экологических, техногенных факторов жизнеобеспечения человека.
При этом можно выделить и ФАКТОРЫ, обеспечивающие формирование и развитие здоровья:
- устойчивое экономическое состояние территории;
- развитая социальная инфраструктура;
- экологическая, продовольственная и ментальная безопасность;
- обеспечение занятости населения;
- развитая система социальной защиты и обеспечения;
- наличие системы активного отдыха, физического развития, оздоровительного туризма, рекреации;
- высокий уровень культуры, в том числе санитарной;
- наличие системы активной пропаганды здорового образа жизни и обучение человека быть здоровым;
- формирование у населения мотивации и потребности поддержания высокого уровня здоровья;
- создание условий для повышения репродуктивного здоровья популяции и эффективности охраны здоровья матери и ребенка.